"Формирование
активного словаря младших дошкольников в ходе дидактических игр"
Трофименко Т.Н. воспитатель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 33
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть
таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми,
успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и
т.д.
Развитие словаря понимается как
длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе
его истории.
Говоря о качественной характеристике
словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально
закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат
познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается
в процессе общения другим людям.
В силу наглядно-действенного и
наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего,
названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп
предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре
детей достаточно широко.
Моя работа была ориентирована на
развитие словаря младших дошкольников в ходе дидактических игр. В связи с
поставленной целью в первой главе моего исследования рассмотрено состояние
исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы
особенности развития и формирования словаря дошкольников.
Анализ теоретических положений и
методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной
работы. На начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в
контрольной и экспериментальной группах находился на одинаковом уровне. Анализ
результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует
об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов.
Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким
уровнем развития сократился. Соответственно количество детей со средним и
высоким уровнем развития также увеличился.
Дидактические игры в
воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной
форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра,
досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу мы строили на
следующих основных принципах:
во-первых, на тщательном, обусловленном
возрастными возможностями детей, отборе материала;
во-вторых, интеграции работы с
различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
в-третьих, активного включения детей.
Проведена работа с педагогами:
- семинар – практикум «Искусство
говорить с детьми»;
- консультация «Дидактическая игра как
средство развития детей младшего дошкольного возраста»;
- консультация «Развитие слухового
внимания»;
- разработала методическое пособие «Учим
детей говорить».
Исходя из анализа
опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о
том, что содержание работы по дидактическим играм, в значительной степени будет
развивать словарь ребенка, подтвердилась.
Таким образом, результаты
опытно-экспериментальной работы подтвердили необходимость серьезной работы с
детьми 3 – 4 лет по развитию словаря в ходе дидактических игр.
|