Конспект непосредственно-образовательной деятельности по предметному окружению на тему:
«Чудо – чудное, диво – дивное – Золотая Хохлома»
Воспитатель Попова Г.М.
- Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать. Познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи.
Оборудование. Предметы хохломского промысла, мультимедиа.
Ход деятельности.
Воспитатель. Хохлома! Золотая Хохлома! Одна из самых известных росписей в России. Пожалуй, не, найдется человека, даже ребёнка, который не держал в руках расписанную деревянную ложку или не видел прекрасные и удивительно богатые по рисунку хохломские изделия. Но откуда появилась эта сказочно красивая роспись? Какой умелец придумал наносить такой простой и в тоже время дорогой и красивый рисунок? Ребята, а вы как думаете?
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, роспись деревянной посуды появилась на Руси давно- давно, в XVI в. Выпускали ее в больших количествах, сотнями, тысячами штук, так как дерево быстро изнашивалось, а в быту посуда необходима. Посмотрите на картинки и скажите, что на них изображено?
Дети. Деревья, берёзы.
Воспитатель. Правильно – берёзы. А почему именно берёзы, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель. На картинке изображены берёзы, потому что именно из неё делали деревянную посуду. Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров. Давайте вместе с вами рассмотрим несколько картинок с изображением расписной посуды.
Воспитатель показывает слайды презентации, комментируя и знакомя детей с предметами посуды и их названиями (братина, скобкари)
Воспитатель. Ребята, давайте же все таки вернёмся к моему вопросу и ответим –«Как же появилось это диво дивное — «Золотая хохлома»?
Ответы детей.
Воспитатель. Старинное предание рассказывает, что жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам и никому не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.
Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название — «Золотая хохлома».
Ребята, вот такое предание есть о появлении народной росписи на Руси, о золотой хохломе. А ещё говорили, что мастер рисует свои рисунки волшебной кистью, в которую собраны лучи солнца. А как вы думаете, легкое ли это ремесло – изготовление деревянной расписной посуды?
Ответы детей.
Воспитатель. Сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку — будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, что гончары лепят. А потом еще надо ее льняным маслом пропитать, чтобы не впитывала воду и не трескалась.
А золота для «Золотой Хохломы» и не требуется! Этот секрет знали еще иконописцы Древней Руси. Вместо дорогого золота, натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». Как вы думаете, что потом происходит?
Ответы детей.
Воспитатель. А происходит чудо: деревянная расписная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляника, и завитки трав и листьев. И главное — мерцающий золотой фон.
Вместе с техникой окраски в изделия проникли и рисунки орнамента, известные иконописцам.
Особое распространение получил растительный орнамент, который послужил основой для формирования хохломских травных узоров. Я вас с ними сейчас познакомлю, но сначала давайте немного отдохнем.
Воспитатель проводит физминутку
«Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише…
Деревцо все выше – выше»
Воспитатель. Размялись, отдохнули, а сейчас давайте рассмотрим слайды с элементами хохломской росписи – это и завитки, и ягоды, и листочки.
Воспитатель показывает детям элементы хохломской росписи, напоминает о том, что недавно мы рисовали травный узор с ягодами смородины, для рисования ягод мы использовали самодельные «тычки», такие же какими пользуются и мастера.
Воспитатель. Ребята, а сейчас мы посмотрим технику рисования ягод клубники на тарелке.
Просмотр соответствующих слайдов.
Воспитатель. Ребята, как же, наверное, вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится Хохлома ни жара, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров. |