Музыка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Коваленко Л.А. музыкальный руководитель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 33
Воспитание нравственности на музыкальных занятиях имеет огромное
значение, так как речь идет о судьбе н стоящего и будущих поколений, так как
наши дети должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать
зрелыми духовно и интеллектуально.
Суть нравственного воспитания состоит в
том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к
родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и
близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Объектом моего исследования стал учебно-воспитательный процесс в
ДОУ.
Цель исследования: определить роль музыкальных занятий в нравственном
воспитании старших дошкольников.
В соответствии с целью исследования были
определены следующие задачи:
1. Изучить особенности музыкального занятия как
одной из форм нравственного воспитания и его роль в процессе развития и
воспитания детей дошкольного возраста.
2. Обосновать роль
музыкального занятия в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного
возраста.
3. Разработать конспекты и
занятий с использованием различных видов искусств.
Чувство любви к
Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках
конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно,
естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре
своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования любви к Родине
являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему
народу
Для нравственного воспитания использую народные игры с пением и движением.
Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно
передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении
художественный образ. Но самое главное - через игру русская народная песня
входит в быт семьи, в которой воспитываются ребята. В народных играх дети учатся
общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся
с малыми жанрами народного творчества.
При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым
фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют
приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость
музыкальных образов, добрый юмор.
Совместная деятельность детей
создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при
выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они
становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.
При подготовке фольклорных праздников происходит преображение робких,
застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных.
Последовательное ознакомление
дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им
лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес,
любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая
реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное организующее,
моральное воздействие на сознание детей.
Чувство любви к Родине начинается
у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу,
городу. Развитие, углубление нравственных чувств тесно связано с формированием
представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг
знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особая тема бесед на музыкальных
занятиях - о Родине, «Живи в веках,
моя России», «Вот он
хлебушек душистый»
Народные музыкальные произведения
ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом
русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством
юмора.
В нашем дошкольном учреждении
нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом
участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного
комфорта.
Библиографический
список:
1. Программа воспитания и обучения в детском
саду/ Под. ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика-
Синтез, 2007.
2. М. Л. Лазарев. «Интоника»
Москва 2005.
3. С. С. Железнов «Весёлые уроки»
2005.
4. Теплов Б. М. Психология
музыкальных способностей., 1947.
5. Белянва-Экземлярская С. Н.
«Музыкальные переживания в дошкольном возрасте», вып. 1., – М. : Просвещение, 1961.
6. Теплов Б. М. Проблемы
индивидуальных различий. – М. : Просвещение, 1961, - с. 231.
7. Войнова А. Д. Развитие чистоты
интонации в пении дошкольников. М. : Просвещение, 2007.
8. Ветлугина Н. А. Музыкальное
развитие ребёнка. – М. : Просвещение, 1968.
9. Вайчене А. И. К вопросу о
планировании и учёте музыкального воспитания. – М. : Просвещение, 2007.
10. К. Орф Система музыкального
воспитания. - М. –Л. 1970. с. 21
11. К. Форраи Влияние
музыкального воспитания на развитие личности ребёнка дошкольного возраста //
Музыкальное воспитание в современном мире//, 1973.
12. Комиссарова Наглядные
средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М. : Просвещение, 2000
13.Казачьему
роду нет переводу. Методические рекомендации по нравственному воспитанию детей
дошкольного возраста на примере жизни кубанских казаков. – Апшеронск, 2007.
14. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое
воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2010. |