Попова Галина Михайловна
Почему взрослые
люди вырастая, забывают о том, что они тоже были детьми. Почему на просьбу
ребёнка поиграть с ним родители отвечают: «Поиграй, пожалуйста, сам, мне
некогда». Ведь детство – это такая счастливая, весёлая и добрая пора, но оно
так быстротечно. Почему же мы, взрослые,
иногда так хотим вернуться в своё беззаботное детство, туда, где верили в чудеса и думали, что мама и папа
могут сделать всё, что пожелаешь. Так давайте же попробуем вернуться в
счастливое время, хотя бы в мыслях и возможно, это облегчит нам понимание
детской души…
В чем же
выражается роль игры в жизни детей?
Игра, так же как
и труд взрослых - это вид деятельности ребёнка, в процессе которой формируется
его личность, приобретается социальный опыт. Наблюдая за дошкольниками,
нетрудно заметить, что они переносят в
игры всё то, что видят, замечают, слышат вокруг себя. Они «ходят», как
мама и папа на работу; сидя на табуретке, изображают из себя водителя;
прибирают, готовят - как бабушка.
Отражая
окружающую жизнь, игры развивают творческое отношение детей к жизни, формируют
социальные навыки. Дети, исходя из своих первых наблюдений, из того, что им
рассказывают, читают, сами выдумывают, дополняют своим воображением пока ещё
ограниченные познания. В этом легко убедиться, если присмотреться, как играют
разные дети в одинаковые игры.
Одни мальчишки,
играя «в охотников», только бегают с палкой – ружьем и воспроизводят звуки,
похожие на выстрел, другие же «охотятся»
на определённого зверя, рассказывая друг другу о его повадках. Словом, входят в роль охотников, настолько
насколько позволяют им разнообразные сведения, полученные от взрослых, из книг
или кино.
Когда взрослые
систематически проявляют заботу о расширении жизненных впечатлений своих детей,
то это обязательно проявится в их играх, которые будут отражать не только жизнь
семьи, но и труд людей разных профессий. В игре дошкольники начинают познавать
мир, получают первые навыки социального развития, учатся общаться с людьми,
находят выход своей энергии, чувствам.
Воспитатели детского сада обычно очень хорошо
знают атмосферу в семье своих воспитанников, многое об их родителях. И именно
потому, что постоянно играют с детьми, наблюдают за их играми, в которые дети
переносят все свои чувства радости и
переживания, полученные в семье.
Тяга детей к
подвижным играм тоже нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых.
Нормальное физическое развитие невозможно без постоянного движения. Подвижные
игры развивают ловкость, силу, выносливость, интерес и любовь к спорту.
Двигаться
ребёнку просто необходимо. Ребята всех возрастов гораздо больше устают от
недостатка движения, чем от его избытка. Вот почему они не всегда реагируют на
замечания: «Перестань бегать», «Передохните немного». Как можно отдыхать, если
ребёнок не устал? А какое впечатление от игры в футбол с папой или в «прятки»,
«догонялки» всей семьёй остается у ребёнка? На следующий день он «взахлёб» об
этом будет рассказывать всем друзьям и воспитателям.
Есть ещё одна
интересная группа увлекательных и полезных игр, которые развивают внимание,
память, воображение, наблюдательность, а так же речь ребёнка. Это дидактические
игры. Часто они носят характер своеобразного соревнования и интересно проходят
в семейной обстановке, но есть и более «спокойные» игры, в которые можно играть
с ребёнком не отвлекаясь от своих домашних хлопот.
Из всего этого,
следует вывод, что игра пронизывает всю жизнь ребёнка, особенно дома. Поэтому
не использовать её, как средство воспитания в семье - большое упущение. Но, и
как всякое средство педагогического воздействия, воспитание в игре требует от
родителей постоянных наблюдений, размышлений, а так же необходимости время от
времени жертвовать своим личным временем ради занятий, прогулок и игры со своим
малышом.
|